Ростов-на-Дону
+7 (863) 200-27-79
E-mail: expertiza-truda@yandex.ru

Система управления охраной труда

СУОТ (система управления охраной труда) – является единым комплексом взаимодействующих и взаимосвязанных между собой элементов, которые устанавливают цели и политику в сфере охраны труда у каждого конкретного работодателя, а также процедуры для достижения указанных целей.

СУОТ или система управления охраной труда – часть общей системы управления учреждения. Положительным воздействием внедрения СУОТ на уровне предприятия является снижение воздействия вредных и опасных факторов и рисков, а также повышение производительности труда, что отмечено и работниками, и работодателями, и правительством.

Сегодня в действии национальный стандарт РФ ГОСТ Р12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, оценке, применению и совершенствованию» и стандарты: ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007» и ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования».

 Утверждается типовое положение о СУОТ федеральными органами исполнительной власти, выполняющими функции по нормативно-правовому регулированию и выработке государственной политики, учитывается и мнение трехсторонней Российской комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время действующее Типовое положение о системе управления охраной труда было утверждено приказом Министерства труда России от 19.08.2016 N438н.

Ответственность и непосредственная обязанность по обеспечению охраны здоровья и безопасных условий труда работников возлагается на работодателя. Применение СУОТ помогает выполнять данные обязанности. По этой причине перечисленные стандарты становятся практическим инструментом в содействии организациям, а также компетентным учреждениям при осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по гигиене и  безопасности труда.

В процессе внедрения и действия СУОТ (системы управления охраной труда) организующим звеном является специалист или служба по охране труда. Успешность деятельности СУОТ зависит, в первую очередь, от профессионализма специалистов ОТ и руководителей.

Задачи СУОТ (системы управления охраной труда)

Среди главных задач СУОТ можно выделить:

  • Обеспечение безопасности технологических процессов на предприятии.
  • Обеспечение безопасного использования производственного обо­рудования.
  • Обеспечение безопасности эксплуатации сооружений и зданий.
  • Улучшение трудовых условий работников.
  • Обеспечение средствами индивидуальной защиты работников.
  • Обеспечение для работников оптимальных режимов труда и отдыха.
  • Профессиональный отбор.
  • Обеспечение лечебно-профилактического обслуживания.
  • Информационное обеспечение по охране труда.
  • Инструктаж и обучение работников по охране труда.

Основные функции СУОТ:

  • Анализ и учет состояния условий труда, а также профзаболеваний и причин производствен­ного травматизма.
  • Анализ показателей состояния ОТ.
  • Организация выявления профессиональных заболеваний и расследования производственных несчастных случаев.
  • Планирование мероприятий и работ по ОТ.
  • Координация и организация работ по ОТ.
  • Контроль состояния охраны труда и деятельности служб ОТ учреждения.
  • Финансирование и стимуляция работ по ОТ.
  • Организация обучения и контроля знаний по охране труда.
  • Разработка, внедрение и пересмотр правовых нормативных актов и прочих документов по ОТ.

Внедрение СУОТ

Для эффективного внедрения СУОТ в учреждении необходимо придерживаться практических рекомендаций, которые содержатся в стандарте, опираясь на который выстраивается система управления ОТ.

При внедрении системы управления охраной труда на своем предприятии  важно помнить:

  • Все намеченные цели и мероприятия, для достижения которых они предназначены, средства и методы, при помощи которых запланировано достижение установленных целей, должны отражаться в соответствующей документации учреждения.
  • Каждый ответственный за разработку и/либо внедрение всех элементов системы управления ОТ, а также его компетенции и полномочия - должны быть зафиксированы документально с утверждением руководителя организации.
  • Заранее подготавливаются механизмы аудита и контроля исполняемых мероприятий: намечены проверяющие, разграничены их сферы ответственности и функции, подготовлены формы для отчетности и т.д.
  • Одним из важнейших элементов СУОТ является осведомленность и участие в ее процессе каждого работника организации в форме социального диалога.
  • Результаты выполняемых мероприятий с результатами аудита и контроля должны быть проанализированы и задокументированы, на основе этого делаются выводы о потребности совершенствования отдельных элементов СУОТ.

Наряду с этим следует учитывать, что на планирование и внедрение СУОТ влияние оказывает и сфера деятельности учреждения, и ее конкретные задачи, оказываемые услуги и выпускаемая продукция, а также применяемое оборудование, технологические процессы, средства коллективной и индивидуальной защиты работников предприятия и опыт практической деятельности в области ОТ. По этой причине система управления охраной труда одного предприятия может иметь отличия от СУОТ другого предприятия.